Жить ради себя, а не ради других: чем это может обернуться

Рассмотрим три примера.

Одна женщина вернулась на работу через месяц после рождения ребенка, мотивируя свое служебное рвение тем, что ей очень нужны деньги, ведь она должна помогать семье своей сестры. Такая вот жертва.

Другая женщина не строит новые отношения, чтобы «не травмировать ребенка» после смерти его отца. Жертвует собой ради ребенка.

Третий пример. Муж и жена, живут вместе «ради детей». Не важно, что между нами, лишь бы дети были счасливы.

Три ситуации. Три акта самопожертвования. Их объединяет одно — это игры с ответственностью. С ответственностью за другого человека.

Со стороны играющий в эти игры выглядит хорошо. Но игры приносят мало радости, являясь одновременно ловушкой как для жертвующего,так и для тех, ради кого эта жертва была принесена..

Например, я говорю, что живу только ради тебя — я всю свою жизнь отдаю тебе. Есть и вторая часть, которая не произносится, но подразумевается. Подразумевается негласно,что ты должен взамен отдать свою жизнь мне.

Что такое человеческое благородство? Что высокоморально и служит примером для подражания? Отдать свою жизнь другим. «Жить надо не для радости, а для совести!» (кажется, из «Покровских ворот», но не поручусь). В советские времена культивировался примат социальных ценностей над личными. Стиль улья. «Раньше думай о Родине, а потом о себе» (это из песни революционных лет). Вообще-то, не только советскому, но любому государству для выживания необходимо, чтобы рядовой член оценивал групповые ценности выше, чем личные. На этом построено и образование, и воспитание, и пропаганда.

С другой стороны у этой игры есть ясная вторичная выгода. Ты — жертва, тебе за это все время что-то должны. У тебя есть индульгенция, право на блага, завоеванное «отдачей своей жизни другим». Игры с ответственностью создают созависимость, особую форму сосуществования.

Есть старый анекдот про двух ковбоев. Сначала один на спор за 10 долларов съел кучку навоза. Потом второй. В конце концов их осенило,что они за бесплатно наелись навоза.

С со-зависимостью эффект тот же, только все построено на принципе взаимной жертвы. Скрепляемая чувтвом вины, со-зависимость превращает навоз в постоянное семейное блюдо.

Если вы решили «выйти из игры».

Можно строить отношения с внешним миром на основе позиции. Я хочу быть счастливым. Я наполняю свою жизнь прямыми линейными ценностями. Ем то, что вкусно, живу с тем, кого люблю. Позиция не нуждается в обсуждении, она носит одностронний характер. Основа принятия решения находится внутри личности, то есть мои поступки определяются моим внутренним голосом. Как в том анекдоте, про двух «новых русских», один из которых на фуршете хватал все подряд (халява!), а другой брал небольшими кусочками только от некоторых угощений. «А ты чего не ешь?» — спросил первый второго. «Да я не хочу, наелся уже». — «Ты что, хочешь — ешь, не хочешь — не ешь? Ну ты животное!..»

На первый взгляд такой стиль мышления кажется парадоксальным и неожиданным. Что значит «хочу-не хочу»? Хочу — работаю, не хочу — не работаю? Такой подход кажется эгоистичным, с таким человеком невозможно жить, ведь он совсем не считается с окружающими!

На самом же деле, человек который живет для себя, а не для кого-то, очень быстро начинает излучать радость. Свет вокруг него становится все шире и шире, и в него попадают люди из-вне. Притягиваются и выбирают быть рядом.

Рассмотрим пример с женщиной, вышедшей на работу через месяц после рождения ребенка с позиции эгоистичности. Эта женщина учительница, она обожает свою работу, ее класс через четыре месяца сдает экзамены на аттестат зрелости. Она очень хочет сама подготовить учеников к выпуску и прожить с ними последние школьные месяцы. Она проявляет чудеса ловкости и находит способ совмещать кормление грудью любимого ребенка с полной отдачей любимой профессии. И дома, и на работе она живет полной жизнью, самореализуясь и как профессионал, и как мать. Ее муж, чувствуя волны удовлетворения и счастья, распространяемые ею, принимает ее позицию и помогает ей устроить быт наилучшим для семьи образом. Ее ученики, чувствуя ее искреннюю заинтересованность, стараются учиться лучше. Родители учеников спокойны за оценки своих детей по ее предмету и высоко ценят ее как профессионала. Про эту женщину я скажу, что она живет для себя, а не для других. От женщины, вышедшей на работу из чувства долга перед семьей сестры ее отличает тональность внутреннего состояния. Та печальна, эта счастлива. Та исполняет долг, эта живет. Грань тонка, ее не сразу можно заметить и оценить.

Вся моя профессиональная концепция построена на помощи человеку замечать эту грань внутри себя и учиться жить как можно реже пересекая ее в сторону безрадостного долга.

Популярные сообщения из этого блога

Групповые эффекты

Как одеваться металлисту

Какие костюмы мужчины носят в разных странах